В России завершились основные мероприятия, посвящённые 100-летию Военно-воздушных сил. Активное участие в празднике «Общее небо» на аэродроме Раменское в подмосковном Жуковском и на аэродроме Балтимор в Воронеже приняли участие лётчики прославленного 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. «Красная звезда» продолжает рассказывать в юбилейный для всех ВВС год о выдающихся лётчиках Липецкого авиацентра.
В морской авиации Тихоокеанского флота немало ярких имён, о каждом из которых можно рассказать отдельно. Профи с большой буквы, преданные своей профессии люди, они приумножают славную летопись дел лётной когорты, вносят свой вклад в повышение боеготовности авиабаз и флота в целом.
ВВС России – 100 лет
Американские авиационные психологи подсчитали: не больше одного процента жителей Земли способны профессионально овладеть навыками управления летательными аппаратами. Из них только семь процентов обладают качествами, позволяющими стать лётчиком-истребителем.
Если бы я познакомился с Максимом Севостьяновым не у кромки лётного поля военного аэродрома, где он в полном пилотском облачении готовился к вылету на разведку погоды, то в этом парне вряд ли с первого взгляда удалось бы увидеть те самые исключительные качества, которые присущи авиаторам XXI века.
ВВС России 100 лет
Вернуться из самого пекла войны невредимым на «раненом» штурмовике Су-25, уничтожив при этом внушительное количество боевой техники противника и его живой силы, это не только военный успех. Это счастье для родных, близких и самого военного лётчика. Но удача сопутствует только профессионалам.
ВВС России – 100 лет
Отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова – гордость не только морской авиации Северного флота, но и Военно-воздушных сил России в целом. Это единственное в России лётное подразделение истребителей совершает полёты с палубы авианесущего крейсера. Об уникальности такой военной специальности свидетельствует то, что представителей этой профессии в нашей стране сегодня меньше, чем космонавтов. Пилоты авиаполка, базирующегося в отдалённом гарнизоне Заполярья, отличаются высоким мастерством и искренней преданностью своему делу.
ВВС России – 100 лет
По крайней мере, в начале 2000-х годов было именно так: если на госпитальную площадку Ханкалы неожиданно заходил военно-транспортный вертолёт, значит, борт доставил военнослужащих, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. К приземляющейся винтокрылой машине немедленно устремлялась «дежурка» с группой военврачей. Случалось, первую медпомощь специалисты госпиталя начинали оказывать прямо на борту Ми-8.
- Так произошло и в день моей первой служебной командировки в район проведения специальных операций против северокавказских бандформирований, - вспоминает лётчик 1-го класса полковник Виктор Деляев. - Свой Ми-8 я с ходу посадил на площадку. Открыли бортовую дверь. Передали подоспевшим медикам первого из раненых бойцов из состава разведгруппы, нарвавшейся на банду боевиков, превосходивших разведчиков по численности в несколько раз... В отношении второго получившего тяжёлое ранение бойца кто-то из медиков обронил: «А этого уже не к нам...»
ВВС России – 100 лет
Во многих строевых авиационных частях ВВС России можно увидеть установленные на постаментах реактивные самолёты с красными звёздами на плоскостях, символизирующие их крутой, под 45 градусов, взлёт в небо. В Ахтубинском гарнизоне, где живут и служат лётчики-испытатели, тоже имеется немало памятников с самолётами на пьедесталах. Но вот какая особенность: здесь крылатые машины, вознесённые на постамент, символизируют ещё более крутой взлёт – почти под 90 градусов. В символе этом – особый смысл. Авиаторам, которые «учат самолёты летать», по долгу службы при проведении испытаний приходится экспериментировать, то принудительно вводя машину в штопор, то круто поднимая вверх с целью детального изучения поведения всех её систем в критических ситуациях...
О высоком предназначении службы лётчиков-испытателей «Красная звезда» попросила рассказать начальника Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) Министерства обороны Российской Федерации Героя России лётчика-испытателя 1-го класса полковника Радика БАРИЕВА.
Каждый лётчик с благодарностью принимает в свой адрес пожелание о том, чтобы число его взлётов равнялось числу посадок. Для того чтобы оно всегда исполнялось в мирное время, риск в небе вроде бы надо свести к минимуму. Однако чем проще будут задачи в ходе учебных полётов, тем сложнее станет лётчику в боевой обстановке, и тогда шансы победить и вернуться из боя окажутся призрачными.
Получается, риск при пилотаже неизбежен. Но вот вопрос: где его, так сказать, нижняя и верхняя границы? Соответствуют ли эти границы установленным в настоящее время требованиям по безопасности полётов? Нуждаются ли в изменениях сами эти требования? Если нуждаются, то в сторону ужесточения или, наоборот, послаблений? Какие рискованные способы пилотирования и боевого применения авиации могут пригодиться и выручить лётчика в боевой обстановке, которые не рекомендуется, а то и вовсе запрещено отрабатывать в мирное время?
На эти и другие вопросы отвечают участники очередного заочного «круглого стола» «Красной звезды».