Груз с МКС приземлился в газете

У вас есть подарки из космоса? А у нашей газеты теперь есть. 14 августа лётчик-космонавт Герой России Олег Кононенко, вернувшийся из космоса 1 июля после 192-суточного полёта, привёз с МКС вымпел «Красной звезды», улетевший в космос 22 декабря прошлого года.

- Рядовой Кононенко, - представился главному редактору Николаю Ефимову Олег Кононенко, вручая вымпел газеты.
- Да, в армии я не служил, - ответил он на наш молчаливый вопрос. - Окончив в 1988 году учёбу в Харьков07-17-08-12ском ордена Ленина авиационном институте имени Н.Е. Жуковского, работал инженером на режимных предприятиях, поэтому срочную службу не проходил. 29 марта 1996 года решением Главной межведомственной комиссии назначен кандидатом в космонавты-испытатели от ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
С тех пор Олег Кононенко побывал в космосе дважды: в 2008-м выполнил космический полёт в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-12», бортинженера 17-й основной экспедиции на Международной космической станции. Тогда продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 19 минут 48 секунд. Второй раз – в 2012 году. Общий налёт Олега в космосе составил 390 суток. Совершил три выхода в открытый космос. В 2009 году ему было присвоено звание Героя России. В этот же год ему, уроженцу туркменского города Чарджоу, был вручён орден Туркменистана.
Для встречи с журналистами  «Красной звезды» Олег Кононенко приехал специально из Ивановской области, где он проходит курс послеполётной реабилитации.
- И вы сами за рулём? При нашей обстановке на дорогах вас беречь надо, - удивилась я.
- Нет. Я был на заднем сиденье, - успокоил космонавт. - Я ещё не в той форме, чтобы самому ездить.
Действительно, чел08-17-08-12овеческий организм в полёте сильно изнашивается. Программа реабилитации разрабатывается персонально для каждого космонавта в зависимости от потребностей организма.
«Разработана индивидуальная программа реабилитации, которая составляется с учётом рекомендаций специалистов Научно-исследовательского центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и включает в себя процедуры, направленные на восстановление сердечно-сосудистой системы и двигательного аппарата. Двигательная активность Олега Дмитриевича контролируется и определяется сопровождающим методистом по физической подготовке космонавтов», - рассказала лечащий врач Кононенко Светлана Антипина. 09-17-08-12
Судя по всему, восстановление Олега идёт динамично и грамотно. Он подтянут, бодр, красив, обаятелен и красноречив. Уже мечтает о следующем полёте, поэтому сам залез и пригласил главного редактора в космический корабль «Союз», рассказав, как проходят первые секунды полёта, как нужно контролировать свой организм во время старта и приземления, как происходит стыковка с МКС, о своих ощущениях полёта.
- Олег, вы часто общаетесь с журналистами. О чём вас чаще всего спрашивают? – интересуюсь у Кононенко.
- Чаще всего – о состоянии здоровья. И меньше – о научных экспериментах, которые мы провели на борту. А ведь космонавты и астронавты – это прежде всего очень грамотные инженеры, биологи, физики, электронщики. Посмотрите на биографии американских или европейских астронавтов: они обучались в лучших университетах мира. Среди наших космонавтов тоже никогда не было дилетантов. Это люди, имеющие не по одному высшему образованию и значительный опыт по своей специальности. Так что нам есть о чём рассказать по-настоящему заинтересованным журналистам.
Три раза побывавший в космосе  дважды Герой Советского Союза Владимир Афанасьевич Ляхов произнёс знаменитую фразу: «Отбирают нас по здоровью, а спрашивают по уму». Так это была шутка, которую некоторые журналисты преподносят как его убеждение. Хочу сказать, что нас отбирают и по здоровью, и по уму. И в этом меня поддержит любой лётчик-космонавт.
- И когда же земляне увидят или испытают на себе результаты научных экспериментов, проведённых на борту МКС?
- Я убеждён, что эта пора скоро настанет. Причём стремительно и мощно. Вспомните, как в нашу повседневную жизнь вошли микроэлектроника, Интернет, компьютеры, моментально изменив представление о человеческих возможностях.
Но вернёмся к нашему вымпелу-космонавту. Кроме подписей командира экипажа Олега Кононенко, бортинженеров американца Дональда Петтита и голландца Андрэ Кауперса на нём стоит печать о пребывании вымпела на борту МКС. Но главное подтверждение тому, что вымпел «Красной звезды» не пролежал в столе у космических чиновников, - это то, что он упакован в водонепроницаемый пакет с бортовым кодом, напоминающим штрихкод в магазине. По словам Олега Кононенко, борткод содержит всю информацию о космическом грузе, его назначении и программу работы с ним. Вымпел «Красной звезды» находился на борту Международной космической станции под номером 00052423R. А программа работы с ним на МКС включала следующие пункты: «поставить подписи всех членов экипажа МКС и штамп МКС на вымпеле газеты «Красная звезда»; упаковать вымпел; включить упаковку в состав возвращаемых грузов спускаемого аппарата «Союз ТМА-03М» уложить упаковку в спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-03М».
10-17-08-12Судя по всему, программа с нашим вымпелом выполнена полностью. И если для членов экипажа этот полёт был уже не первым в биографии, то вымпел федеральной газеты побывал на орбите в первый раз за всю историю космонавтики. Теперь он займёт почётное место в музее «Красной звезды».
После нашего личного знакомства с Олегом Кононенко мы решили продолжить разговор с ним о российской космонавтике на страницах газеты. Надеемся, что эта встреча состоится в сентябре, когда Олег Кононенко вернётся из Америки, где он будет участвовать в разборе полётов в NASA, и из Голландии, где ему предстоит аудиенция с нидерландской королевой Беатрикс.
Сегодня о российской космонавтике говорить с гордостью считается моветоном. Теперь о ней говорят снисходительно, с иронией. Да и поводы, к сожалению, для этого были: семь аварий за полтора года – уж очень много. Хорошо, что хоть аварий не было с пилотируемыми запусками (плюю через левое плечо. – Прим. авт.), хотя один «грузовик», который летел к МКС, был потерян ровно год назад. Можно только представить, с каким настроем космонавты поднимаются в ракету перед стартом, что чувствуют их родные, друзья и близкие, когда прощаются с ними. Сегодня, без сомнения, любой полёт космонавта – подвиг и огромная заслуга учёных, конструкторов, офицеров Войск Воздушно-космической обороны.

Фото Юрия ШИПИЛОВА.