Снимок лейтенанта Юрия Лончакова в газете «Красная звезда» был опубликован ещё в 1987 году, когда молодой офицер служил помощником командира корабля в 12-м отдельном морском ракетоносном авиационном полку ВВС Балтийского флота, дислоцировавшемся в городе Остров Псковской области.

08-10-04-15Наш собеседник – Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт РФ, доктор технических наук, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Юрий Валентинович ЛОНЧАКОВ.

– 7 апреля исполнился ровно год, как вас назначили начальником центра. Что удалось за это время сделать?
 – За год удалось собрать хорошую профессиональную команду. Мы смогли, не увеличивая штата, оптимизировать имеющуюся структуру под новые задачи Центра подготовки. В 2014 году  провели государственные экзамены в отряде космонавтов набора 2012 года, начали процесс глубокой модернизации гидролаборатории и центрифуги. В планах – создание единого полигона для подготовки космонавтов к выживанию в разных климатических условиях и модернизациях нашей реабилитационной базы. Обновляем парк виртуальных тренажёров и по МКС, и по перспективным космическим системам. За год удалось увеличить бюджет ЦПК и уровень заработной платы нашего персонала  в полтора раза. Обновляем наш Космоцентр. Планируем создать национальный музей космонавтики. Мы создали аппарат центра, усилили внутренний контроль посредством  электронного документооборота, что очень важно для работы и с Байконуром, и с космодромом Восточный. Подготовили техническое задание по обновлению нашего авиационного парка. Начали работать общественный совет Центра подготовки космонавтов, спортивный и молодёжный комитеты…
– Вы, насколько знаю, с детства мечтали стать космонавтом и настойчиво шли к этому, хотя и ваша армейская карьера была блестящей.
– Действительно, я с детства готовился стать космонавтом: занимался спортом, интересовался астрономией, учился в Актюбинской спецшколе ВВС, «Школе юных лётчиков имени В.И. Пацаева». Однажды нас привезли в Звёздный городок, где мы с товарищем пообещали друг другу, что непременно вернёмся сюда. Но для этого мне предстояло стать лётчиком 1-го класса и лётчиком-испытателем, окончить училище и академию, причём с золотой медалью, отказаться от интересных многообещающих предложений по службе...  В 1997 году я прошёл отбор в отряд космонавтов, но мне оставался ещё год обучения в Академии имени Жуковского. Время, когда я совмещал учёбу в академии и в ЦПК, далось мне очень нелегко, но я вернулся в Звёздный, как и загадал в детстве. С тех пор  отмечаю четыре профессиональных праздника: День ВВС, День космонавтики, День морской авиации и День ВМФ.
–  Как вы думаете, почему сейчас лётчики ВВС меньше стремятся в  космонавты?
06-10-04-15– В этом году исполнилось 55 лет первому отряду космонавтов. По решению С.П. Королёва  отбор в космонавты проводился тогда именно в среде военных лётчиков. Ведь это люди, которые априори готовы к нештатным, стрессовым ситуациям, они проходили очень жёсткий отбор ещё в лётные училища. До 2009 года такой порядок сохранялся: представители ЦПК летали по полкам, военным вузам, просматривали личные дела. Эта практика оправдывала себя полностью. До 2011 года ЦПК имел в своём штате военную составляющую – 210 человек на невоинских должностях. В 2011 году мы стали полностью гражданской структурой. Сегодня военные лётчики, даже мечтая стать космонавтами, не хотят увольняться из армии, не хотят терять выслугу лет и социальные льготы, которые гарантирует военная служба.
 Полагаю, что система, распавшаяся в 2011 году, была  разумной, рациональной. Это мнение разделяют и наши легендарные космонавты, ветераны космонавтики в целом. Поэтому и обратились к министру обороны Российской Федерации с предложением о  восстановлении военной составляющей ЦПК.
– Вопросы, связанные с увольнением военнослужащих из ЦПК, решены?
– Да, все социальные гарантии им обеспечены.
–  Когда планируете  очередной набор в отряд космонавтов?
– Если на МКС будем летать до 2024 года, то уже в 2016-м следует начинать набор.

Сегодня в ЦПК в отряде космонавтов нет военнослужащих, это гражданская структура

– Если исходить из нынешних приоритетов пилотируемой космонавтики, то российскому экипажу предстоит полёт на Луну. Будут ли в связи с этим меняться требования к кандидатам?
– В ЦПК разработана уникальная система отбора и подготовки космонавтов к длительным полётам.
Могу сказать точно: требования к  здоровью станут ещё жёстче. Космонавтов обучают выполнять многие медицинские операции самостоятельно, но при полётах к Луне и Марсу, думаю, в экипажи будут обязательно включены врачи, учёные и люди других профессий.
– Будет ли меняться облик авиапарка ЦПК?
– Да, у нас уникальные самолёты. Они не только доставляют экипажи на Байконур и эвакуируют их с места посадки. На специально оборудованных Ил-76 МДК отрабатываются режимы невесомости. Есть самолёты Ту-134, которые используются для визуально-инструментальных наблюдений, аэрофотосъёмки. Космонавты  по плану специальной подготовки летают на самолётах Л-39. Но парк устарел. Именно поэтому мы подготовили предложения в Федеральную космическую программу на приобретение новой техники: вместо Л-39 – современный учебно-тренировочный Як-130, вместо Ил-76 - новые Ил-476. Нужны новые магистральные машины и для доставки экипажей на космодром Восточный. Рассматривали многие варианты, не раз бывали на авиационных заводах, после чего руководство Роскосмоса и приняло решение о приобретении самолёта Ту-204-300. Этот первый самолёт в специсполнении мы должны получить в конце года. Лётный состав уже переучивается на эту машину.
– На мой взгляд, сейчас космонавты чаще участвуют в пиар-акциях: поздравляют кого-то с орбиты, посылают приветы, выносят в открытое космическое пространство олимпийский факел, приглашают туристов, поют песни, ведут блоги. Общество же весьма мало знает о научных экспериментах, проводимых на орбите…
 –  Отчасти вы правы, но за улыбками на борту, которые мы видим с экрана, огромный труд. Как минимум для каждого экипажа в программу полёта включено более 50 научных экспериментов. На борту выполняется много технических работ и научных исследований по геологии, геофизике, астрономии, астрофизике.
В США есть два телеканала, которые круглосуточно рассказывают о космонавтике: в режиме online идут репортажи с борта МКС, а также о подготовке космонавтов, истории и перспективах мировой космонавтики, о науке в космосе. Когда-то и у нас на телевидении был цикл научных программ, которые вели советские космонавты. Сейчас  миссию пропаганды космонавтики наши ребята взяли на себя сами. После возвращения с МКС они не только готовятся как профессионалы, но и много трудятся на общественной ниве: ездят по стране, общаются с молодёжной, студенческой и детской аудиторией, стараются привлечь интерес молодого поколения к космонавтике. Во время поездок рассказывают и о научных экспериментах.  Если раньше молодёжную аудиторию больше интересовали бытовые вопросы, то теперь они спрашивают о жизнеспособности живых организмов, о возможностях человека на борту МКС. Спрашивают, где лучше учиться, чтобы стать конструктором ракетно-космической техники, как поступить в отряд космонавтов…
– Юрий Гагарин первым отправился в космос. Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт на планете, Алексей Леонов  первым в мире вышел в открытый космос.  Владимир Джанибеков геройски спасал орбитальную станцию «Салют-7». Что, на ваш взгляд, должны совершить космонавты, чтобы войти в историю России сейчас?
– Мы летаем в космос не для того, чтобы попасть в историю. Полёты в космос и работа там – наша профессия.
– В 2018 году планируется пилотируемый старт с космодрома Восточный. ЦПК участвует в создании там инфраструктуры для космонавтов?
– Система подготовки космонавтов пока остаётся прежней.  Нами разработано техническое задание по созданию специальной площадки для комплексной подготовки космонавтов и предполётной подготовки экипажей на Восточном.
– Обдумывается ли кандидатура космонавта, который первым полетит с космодрома Восточный?
 –  Вы знаете, я считаюсь действующим космонавтом и готов снова полететь в космос как с Байконура, так и с Восточного.
– Позывной «Титан», который был у вас в третьем полёте, сохраните?
–  Он мне очень нравится: металл титан сочетает в себе прочность, пластичность стали и лёгкость алюминия. Мало подвержен усталости и имеет коррозийную стойкость. Не окисляется. Очень востребован в космонавтике.

Фото автора и из архива